Ко дню учителя вспомнилось мне несколько ярких моментов из моей учительской бытности. Об одном из которых, самом первом дне, я решила написать. Сегодня меня уже никто не поздравляет с этим днем, — так давно это было. Но это было, и есть о чем вспомнить.
Будучи студентами четвертого курса, нас направили на стажировку в школы. Это были 90-е и система образования Союза, и порядка обучения в вузах, еще работала. Еще была обязательная практика и обязательное распределение, которое в аккурат отменили в тот год, когда мы оканчивали Альма-матер.
Так получилось, что мне досталась, как сейчас бы выразилась молодежь, самая «гламурная» школа. Это была школа для детей партийных работников, это знали все, но никто не обсуждал. В ней учились дети, жизнь которых протекала в полном достатке и ощутимых «излишествах» для среднестатистического обывателя, включая самих учителей.
В свою школьную пору я не была пай-девочкой и вечно пульсирующий дух справедливости, юношеский максимализм, спорт и рано пробудившееся осмысление жизни делали из меня выраженного фрондера, маленького бунтаря против большой, изжившей себя системы, но продолжающей загонять тебя в старые, запыленные рамки норм и правил, многие из которых доходили до явного маразма и порабощения твоего разума. Хотя стоит признать, что ряд принципов старой системы образования были весьма плодотворны и полезны для неустоявшейся еще психике ребенка.
За день до своего первого учительского дня, я была максимально собрана и настроена, как перед важными соревнованиями, но легкий мандраж все же блуждал по поверхности моего тела, перешептываясь с мыслью о том, что теперь я по ту сторону парты, теперь я под обстрелом, что отзеркалит сейчас моя жизнь остается не ведомым.
— Дети, это ваш новый учитель. Прошу любить и жаловать! — меня представили классу. И дав мне еще несколько рекомендаций, моя будущая куратор, извинившись, сообщила, что вынуждена отлучиться на часть урока. Это был неожиданный поворот, так как поначалу куратор-наставник, — учитель, который курирует стажера, — не покидает класс, а располагается на последней парте, контролируя своим присутствием урок.
Стоило закрыться двери, как класс моментально превратился в подвижную, шумную массу, улюлюкая и посвистывая, демонстрирующую свое заблаговременное пренебрежение молодому стажеру и безоговорочное непослушание.
Я стояла неподвижно, изображая полное спокойствие и невозмутимость на лице, но внутри моего закипающего мозга шел бурный анализ и поиск эффективных ходов в сложившемся «форс-мажоре». Понятно, что к этому я не была готова.
Но очень скоро сами дети предоставили мне возможность, которую я не упустила, обладая хорошей и уже рефлекторной, благодаря спорту, реакцией.
Через минуту-другую после ухода их учителя мне уже в открытую демонстрировали, что меня совсем нет в поле их зрения. Я тут же воспользовалась предоставленным мне временем с пользой и начала внимательно изучать, кто есть кто. «Предводитель» был вычислен, практически, сразу. Им оказался симпатичный парень невысокого роста, но с уже заметной лидерской харизмой, «подвешенным языком» и совсем не глупой головкой, что потом только подтвердилось. Сам он не был шумным, но талантливо манипулировал «массами», задавая направление и форму поведения.
Глядя спокойно, но пронзительно прямо на него, я ждала момента. Он почувствовал мой взгляд и по его поведению было понятно, что он инстинктивно пытается увильнуть от встречного взгляда, но постоянно контролирует его присутствие на себе.
Между мной и этими школьниками была не большая разница в возрасте, и я быстро поняла, что это мое преимущество, так как во мне свежа и жизнедеятельна еще моя юность. Мотивы их поведения и психология их реакций мне была понятна, и мне ничего не стоило стать на их место, чтобы понять недостающие элементы мозаики.
В углу класса, со стороны двери, возле большой классной доски, чуть отодвинутая от обеих стен, стояла большая узкая пластмассовая черная урна для бумажек, и прочего мусора. Еще войдя в класс, я обратила внимание, что в ней полно каких-то одинаково скомканных бумажек и тканных бесформенных комочков-мячиков, видимо с чем-то внутри, то ли с песком, то ли с крупой. Но я видела, что дети на перемене играли такими миниатюрными, не проворными, бесформенными мячиками. И когда мы вошли, один из таких пролетел буквально в нескольких сантиметрах от моего куратора, но так как быстро последовали извинения и тишина в классе, сюжет не развернулся дальше.
Юный «Оцеола, вождь семинолов» встал во весь рост и с самой последней парты, за которой он обитал, вознамерился делать дальний бросок в ту самую цель, в виде корзины. В этот момент несколько голосов закричали: «С отскоком! С отскоком, давай!»
Корзина стояла в метре-полтора от того места, где осталась стоять я после внезапного ухода моего учителя-наставника. Я продолжала на него смотреть, не отводя глаз. У меня в голове уже созрели два плана своих действий, на два разных расклада ситуации. И в этот момент я поняла, что «вождь» — мой, как только он реализует свой замысел пренебрежения и бросит свой «мяч»…
Он совершенно четко осознавал, что я на него смотрю, и тянул время, видимо, ожидая хоть какой-нибудь реакции. Весь класс уже полностью был вне контроля, в эйфории своей «победы».
Он не удержался и бросил на меня быстрый взгляд, но увильнул от моего прямого взора и — осуществил бросок. Видимо то, что он отвлекся на меня, было критической ошибкой, и он «промазал». Судя по мгновенной бурной реакции класса, это была редкость. Я не шелохнулась. Он стремительно попытался взять реванш и достал из кармана пиджака другой «тканый комок». И уже, не отвлекаясь на меня, направил объект в сторону цели.
Я, не отрывая от него взгляд, задействуя отлично развитое за 12 лет спорта периферийное зрение и профессиональную реакцию, вытягиваю руку, не делая больше никаких движений телом, перехватываю на лету, довольно больно приземлившийся мне в ладонь, «мячик». Этого никто не ожидал, и еще не определившись, как на это реагировать, класс заметно притих.
Я, не отводя глаз от «героя и предводителя», медленно начала двигаться к нему. Класс притих, что я за фрукт было не понятно, поэтому все предпочли наблюдать. Теперь юный «Оцеола» не сводил с меня глаз. Я достигла места, откуда он осуществлял свой «коронный» бросок, оценила расстояние, и легко и непринужденно отправила с отскоком «мяч» в корзину. Назвать реакцию класса бурной — не назвать никак. Я наклонилась через парту и забрала такой же «мячеподобный объект» у соседа по парте, который растеряно мял его в руках. И успешно проделала все то же самое во второй раз. После второго броска класс, как по команде, затих. 12 лет отработки точности бросков не могли меня подвести в такой момент, я это точно знала.
Я медленно направилась к доске. Класс был мой. И в абсолютной тишине, я тихо, как ни в чем не бывало, произнесла:
— Добрый день! Меня зовут Татьяна Викторовна.
Выдержала паузу и добавила:
— Внешность обманчива, не стоит спешить с выводами, если вы не хотите попадать в глупые ситуации… И прежде, чем мы начнем, я предлагаю договор, — я уважаю вас, вы уважаете меня.
Я посмотрела почти на каждого из 26 человек в классе и, получив единогласное согласие, отправилась в свое трехлетнее путешествие под названием «Учитель в школе».
Дорогие Учителя! С днем Учителя вас! Терпения вам, мужества, любви и уважения!
Автор: Tatyana Varukha
Откровенно…радует и восхищает!!! )))
Лея, спасибо Вам за Ваше внимание и добрые слова!
Стоит признать, что я хоть и не подала виду, и в рассказе — прям, герой, но вышла после этого первого урока, как после сражения на поле боя, с ватными ногами, от стресса и с непривычки :)) Но этот решающий день определил мои отношения с этим классом. За нестандартные методы преподнесения материала, за "недопустимое поведение учителя" (вроде этого, оно тоже входило в "недопустимое и возмутительное поведение", за которое меня сразу отчитали, узнав от восторженных учеников) меня регулярно отчитывали на педсоветах, напоминая о "не обсохшем молоке на губах" :).. Теперь, это называется, "европейские методы" преподавания. 🙂 Все течет, все меняется :)..
klassno.:)
Благодарю, Мадина 🙂
Круто!
Спасибо, Анна! 🙂
Спасибо Танюша…скажу только что в мире много учителей…но очень мало тех кто учит…очень много врачей…но мало тех кто лечит…очень много любимых…но мало кто любит…много живущих… но мало живых…
Andrew, благодарю Вас! Как Вы всегда тепло пишите, с такой любовью и добром. Спасибо Вам!
Спасибо Танюша вам за то что вы есть…
Здорово просто! Я так понимаю, что у Вас, Татьяна, есть в запасе еще пару интересных историй. А так как Вы умеете передать, это было бы очень интересно почитать. Спасибо, читать Вас очень приятно и интересно.
Спасибо Вам, Good Cleo! Да, "школьных" историй есть немного :). Но они, хоть и яркие, но больше грустные, время 90-х наложило свой отпечаток. Спасибо, что читаете и за доброе слово спасибо!
Танечка, спасибо вам большое! Я с нетерпением жду очередной ваш рассказ, который. пфочитываю
Лолочка, спасибо большое!
Spasibo za rasskaz!
Спасибо, Umidjon!
Классная история! Восхищаюсь Вами! Моя мама педагог с очень большим стажем, чувствуется в молодости она тоже проявляла нестандартность преподавания))), к сожалению я училась не в ее школе, но у меня было много знакомых, которые учились у нее. Всегда слышала только, что моя мама супер учитель )))) Сколько не пытала маму, она не рассказывала как она преподает. Знаю только что она ставила 2ки и 3ки в долг ))), — Я тебе поставила 2ку в долг ты всегда ее можешь исправить))). Чтобы быть учителем нужно быть очень сильным психологом)))
Шынар, спасибо огромное! Низкий поклон Вашей маме! От педагога невероятно много зависит. И если контакт с учениками не сложился по тем или иным причинам, это может повлечь куда большие последствия, чем видимые поначалу… Это довольно обширная тема для обсуждения, хотя и очень животрепещущая. Спасибо Вам еще раз!
Да, Татьяна вот и мне предстоит педагогическая практика:). Переживаю, очень интересна история…показали спортиную меткость школьникам:)умничка!
Юлечка, спасибо! Не переживайте, доверьтесь процессу. Если быть наблюдательной, дети всегда сами предоставляют возможность их «завоевать». Главное, — не пасовать :), быть искренней и цельной. Заискивать не стоит, оставайтесь собой, Вы найдете свой путь к ним и к своему делу.
класс! слов не хватает добавить еще что нибудь
Спасибо, Нина 🙂